• Отделение дневного пребывания для инвалидовОтделение дневного пребывания для инвалидов
  • Районный историко-краеведческий музейРайонный историко-краеведческий музей
  • ПриродаПрирода
  • Мемориальный комплекс Воинская СлаваМемориальный комплекс Воинская Слава
Главная -  Экономика -  Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ

1. Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетке, ярлык и т.д.)

Как правил, качественные товары можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если вы обнаружили, что он Вам не подходит. Однако данные требования подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Вместе с тем, есть перечень качественных товаров, не подлежащих обмену и возврату. Например, не подлежат обмену и возврату сложно-технические качественные товары. Если Вы сначала купили такой товар, а потом обнаружили, что какие-то его характеристики, указанные в сопроводительной информации на товар, Вас не устраивают, Вы не сможете его обменять или вернуть.

Информация о товаре должна быть достоверной и на русском или белорусском языке.

Если информация не достоверная или не полная (например, товар имеет какие-то функциональные особенности, затрудняющие его использование, либо есть особенности в его применении и т.д., но Вас об этом не предупредили) – имеете право на возврат товара (даже технически-сложный и дорогостоящий) и получение обратно своих денег в разумные сроки.

2. Внимательно читайте договор, когда приобретаете какую-либо услугу.

Если условия договора противоречат требованиям законодательства, такие условия – ничтожны. НО!

Многие условия об услуге не регулируются законодательством, а определяются по соглашению сторон (например, сроки исполнения услуги, потребительские характеристики результата услуги).

Ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что вы согласились со всеми условиями договора.

3. При приобретении товара (услуги) всегда просите продавца (исполнителя) предоставить Вам документы, подтверждающие его наименование и право на занятие этой деятельностью (лицензию, а если деятельность не лицензируется – свидетельство о государственной регистрации).

У лица, который непосредственно подписывает договор от имени продавца (исполнителя) а также желательно попросить документы, подтверждающие личность, и проследить, чтобы сведения о нем были внесены в договор.

Подпись продавца (исполнителя) должна быть скреплена печатью!

4. Всегда берите чеки или иные документы, подтверждающие приобретение товара (работы, услуги).

Все без исключения продавцы и исполнители услуг должны выдавать эти документы (и предприниматели на рынках в том числе!).

Предъявить претензии по некачественному товару Вы можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии надписи на коробке, расписке и т.д.)

При отсутствии доказательств приобретения товара (работы, услуги) у конкретного продавца (исполнителя, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара (услуги).

5. Если Вы приобрели некачественный товар, Вы вправе потребовать по своему выбору:

• замены товара на качественный аналогичный товар;
• безвозмездного ремонта;
• уменьшение покупной цены;
• возврат денег.

Если Вы приобрели некачественную услугу, изначально Вы можете потребовать от исполнителя исправить недостаток. И только если от этого не сделает либо сделает с нарушением оговоренных сроков Вы можете требовать возврата уплаченных денег и возмещения убытков.

Обращаем внимание!

Указанные требования Вы вправе предъявить, если недостаток носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине продавца (изготовителя, исполнителя). Но если недостаток произошел по вашей вине – воспользоваться гарантиями Закона вы не можете. Установить природу недостатка при возникновении спора поможет ЭКСПЕРТИЗА. Если проводится экспертиза на предмет качества услуги, то ее оплачивает сторона, инициировавшая ее проведение.

Она должна быть проведена независимыми специалистами, имеющими разрешение на проведение такого рода исследований.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате экспертизы товара установлена вина потребителя, последний обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.

• Обращаем внимание!

Когда Вы принимаете работу или услугу (например, химчистка, парикмахерская, фото услуги и т.д.) и в ней есть явные недостатки (т.е. недостатки, которые очевидны),
Вы должны заявить о них сразу!

6. Возврат денег за некачественный товар Вы можете потребовать в любом случае (даже если это сложно технический или дорогостоящий товар и в нем обнаружен несущественный недостаток).

Есть перечень товаров, замену которых можно потребовать только при наличии в них существенных недостатков.

7. Если вы приобрели некачественный товар (работу, услугу), Вы должны изначально обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю). Если продавца нет, вы имеете право обратиться по вопросу качества товара к поставщику, представителю. Потребитель вправе предъявить требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организации.

Вы можете написать заявление (желательно в 2- экземплярах, на вашем принявший должен поставить дату принятия и расписаться) либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений, которая должна быть размещена на видном месте и предоставлена Вам по первому требованию.

8. Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация, исполнитель) не ответил или не удовлетворил Ваше требование – обращайтесь в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей либо суд.

Государственные органы по защите прав потребителей:

• Министерство торговли Республики Беларусь- республиканский орган по защите прав потребителей;
• Управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов;
• Отдел защиты прав потребителей Минского горисполкома;
• Уполномоченные по защите прав потребителей в рай(гор)исполкомах.

Уполномоченный по защите прав потребителей в Глусском районном исполнительном комитете – Круглова Оксана Федоровна, каб.50, тел. 78-9-97

9. Потребитель вправе предъявлять претензии к продавцу по качеству товара в течение двух лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок более двух лет – в течение гарантийного срока.

К изготовителю потребовать вправе обращаться в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение 10 лет.

О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Потребитель – гражданин (граждане), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

ПОТРЕБИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО НА:

1) освещение в области защиты прав потребителей;
2) своевременную необходимую и достоверную информацию о товарах и об их изготовителях (продавцах);
3) свободный выбор товаров;
4) безопасность и надлежащее качество
5) возмещение убытков, причиненных вследствие недостатков товара, а также недостаточной и недостоверной информации о товаре, нарушения права на свободный выбор товара.

Если Вы выбираете товар…

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю информацию:

- на вывеске – о наименовании, принадлежности, режиме работы магазина, номере, дате получения лицензии и органе ее выдавшим;

- через ценники, маркировку, листы-вкладыши, эксплуатационную документацию, прилагаемую к товарам, - о наименовании товара, основных потребительских свойствах товара, цене товаров и условиях приобретения, гарантийных сроках, сроках годности или сроках хранения, сроках службы (если такие установлены), дате изготовления, наименовании и месте нахождения изготовителя и сервисной службы, правилах и условиях эксплуатации, сертификации, величине массы (нетто), объема, количестве или комплектности товара, иные сведения, которые в соответствии с законодательством или заключенными договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе относящиеся к договору сведения по просьбе потребителя.

Информация о товаре должна быть на русском или белорусском языке и доводиться до сведения потребителей в документации, прилагаемой к товарам, на потребительской таре, этикетках или иным способом.

ПРОДВЕЦ ОБЯЗАН:

1) создать условия для примерки, проверки работоспособности, комплектности, веса и меры приобретаемых товаров;
2) осуществлять расчеты за товары как наличными деньгами, так и в безналичном порядке;
3) выдать покупателю кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара;
4) обеспечить передачу товара покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы, за исключением товаров, предварительно расфасованных продавцом в полимерные пакеты без герметической упаковки и маркировки. По требованию покупателя передать такой товар в бесплатной упаковке;
5)обслуживать покупателя в указанное на вывеске время работы предприятия;
6) предоставить покупателю по первому его требованию Книгу замечаний и предложений;
7) обеспечить обслуживание вне очереди граждан, которым предоставлены льготы по торговому обслуживанию.

Если Вы купили товар надлежащего качества, но…

Если товар не подошел по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации, вы вправе в течение 14 дней с момента продажи по своему выбору вернуть или обменять качественный непродовольственный товар на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен (за исключением товаров, включенных в перечень товаров, не подлежащих обмену, утверждаемому Правительством Республики Беларусь).

Обмен либо возврат доброкачественного непродовольственного товара производится если он не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. Максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать 7 дней. За нарушение сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара на день его реализации потребителю.

Продовольственные товары надлежащие качеству обмену и возврату не подлежат.

Если Вы купили некачественный товар…

В случае приобретения товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в течение гарантийного срока или срока годности, а в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, либо гарантийные сроки составляют менее двух лет – в течение двух лет по своему выбору потребовать:

• или замены недоброкачественного товара товаром ненадлежащего качества,
• или уменьшения покупной цены,
• или безвозмездного устранения недостатков товара,
• или возмещения расходов по устранению недостатков товара,
• или возврата денег.

Потребитель� может предъявить требование: продавцу, изготовителю, ремонтной организации, а в случае их отсутствия – поставщику, представителю.

Потребитель вправе возвратить некачественный товар без потребительской тары (упаковки).

Требование о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение 14 дней со дня предъявления указанного требования.

В случае отсутствия у продавца товара данной модели (марки, типа, артикула и т.п.) по не зависящим от него причинам в течение месяца со дня предъявления требования потребителем продавец (изготовитель) обязан предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и т.п.) с согласия потребителя.

Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно. Максимальный срок устранения недостатков не может превышать четырнадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара.

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора розничной купли-продажи, и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) незамедлительно. Максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы – четырнадцати дней.

За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара.

ПОМНИТЕ

Всегда берите� чеки или иные документы, подтверждающие при¬обретение товара (работы, услуги).

Предъявить претензии по некачественному товару Вы можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии отметки о продавце в техническом паспорте, надписи на коробке, расписки, свидетелей и т.д.).

При отсутствии доказательств приобретения товара (работы, услуги) у конкретного продавца (исполнителя), последний может оспорить факт приобретения у него этого товара (услуги).

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1) реализовать товар по истечении установленного на него срока годности и (или) срока хранения, срока службы, а также товара, на который должен быть установлен срок службы, срок годности и (или) срок хранения, но не установлен;

2) обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других или обязательным оказанием услуг связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов;

3) предоставлять дополнительные платные услуги покупателю без его согласия.

КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

Государство обеспечивает покупателям защиту их законных интересов через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции, а также суд.

Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Государственные органы по защите прав потребителей:

  • Министерство торговли – республиканский орган по защите прав потребителей;
  • управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов;
  • отдел защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минского горисполкома;
  • уполномоченные по защите прав потребителей в рай(гор)исполкомах.

Уполномоченный по защите прав потребителей в Глусском районном исполнительном комитете – Круглова Оксана Федоровна, каб.50, тел. 78-9-97

Общественные организации по защите прав потребителей вправе обращаться по поручению потребителя с претензией к изготовителю (исполнителю продавцу) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями ущерба.